Современные технологии в библиотечно-информационной деятельности

 

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!..»

   Концепция «непрерывного обучения для всех», принятая в 1996 г. министрами образования стран ОЭСР, исходит из нового видения политики в сфере образования и профессиональной подготовки как опоры для развития на основе знаний. В условиях построения общества знаний способность учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения становится более важной, чем запоминание информации. По замечанию зарубежных исследователей, сегодня происходит «…разрушение профессиональной замкнутости. Напротив, формируются «плавающие» профессиональные границы, нарастает динамизм профессий, их глобализация. … Экономика завтрашнего дня потребует от работника не столько ориентации на выполнение определённых заданий, сколько умения решать проблемы и управлять проектами… Креативное образование становится центральной задачей будущего»[1].

   В этих условиях непрерывное образование персонала компании «ТехАвтоматизация» может стать одним из основных инструментов успешного продвижения RFID-технологий в целях реорганизации и модернизации библиотечного обслуживания пользователей и развития библиотек.

  Практика показывает, что при реализации проекта внедрения RFID-технологий в библиотеках различного уровня представители подобных компаний сталкиваются с различными проблемами, обусловленными особенностями библиотек, – их материально-технической базой, уровнем автоматизации библиотечных процессов, особенностями и возможностями АБИС, контингентом пользователей, объёмом и составом фонда, наконец, лояльностью персонала библиотеки к новым технологическим решениям. Таким образом, становится очевидным, что в целях повышения эффективности взаимодействия с библиотеками разных уровней (типов, видов, ведомственной принадлежности и т.п.) компании «ТехАвтоматизация» следует нацелиться на индивидуальный подход к каждой библиотеке и тесное сотрудничество с ней на всех этапах реализации проекта: от этапа проектирования до технической поддержки и обучения пользователей, поскольку на каждом этапе могут вноситься изменения – как на уровне технического задания, так и уже в процессе практической деятельности по внедрению RFID-технологий.

   В связи с этим с 9 по 13 июля 2012 г. для сотрудников компании «ТехАвтоматизация» был проведён специальный семинар «Современные технологии в библиотечно-информационной деятельности», преподавателями которого стали Стрелкова Ирина Борисовна, доцент кафедры «Инженерная педагогика и психология» Республиканского института инновационных технологий БНТУ, кандидат педагогических наук, и Юрик Инна Викторовна, заведующая отделом маркетинговых исследований Центральной научной библиотеки им. Якуба Коласа НАН Беларуси, председатель комитета Белорусской библиотечной ассоциации по информационным технологиям

В первый день семинара его преподаватели постарались развеять некоторые мифы о библиотечной профессии и работе библиотеки; дать краткое представление о современной библиотеке; охарактеризовать систему библиотек Беларуси; обозначить особенности библиотек вузов; дать представление об уровне автоматизации и организационной структуре вузовских библиотек Республики Беларусь; опираясь на классическую концепцию Ю.Н. Столярова, показать сущность библиотеки как системы.

   В течение последующих встреч сотрудники компании получили представление о  современных тенденциях развития информационного общества и их влиянии на библиотечную сферу, среди которых:

  • Интернет как неразрывная часть среды обитания общества;
  • А-грамотность как особый тип грамотности «цифровых аборигенов»;
  • Тренды развития библиотек в мире (предоставление удаленного доступа к контенту в цифровой форме; оказание консультативной помощи при обращении к информационным ресурсам всех возможных видов и форматов; изменение фокуса библиотек с выдачи книг на организацию культурной среды и живого общения  для посетителей. Интеллектуальный досуг – эдьютэймент (от англ. education – образование и intertaiment – развлечение));
  • Доступ к информационным ресурсам как основная перспективная характеристика библиотеки;
  • Проблемы каталогизации электронных ресурсов;
  • Возможности и проблемы развития служб электронной доставки документов;
  • Сервисы Web 2.0 в работе библиотек и др.

   Поскольку реализация проекта внедрения RFID-технологий в библиотеках непосредственно связана с автоматизацией всех технологических процессов, которые осуществляются любой библиотекой, в рамках программы семинара библиотека была рассмотрена как производственная система: основные технологические процессы библиотек; основные технологические циклы, процессы, операции, элементы; организационно-технологическая документация в библиотеке; технологии и средства идентификации объектов, используемые библиотеками Беларуси; организация информационно-библиотечного пространства и опыт внедрения RFID-технологий в университетских библиотеках Европы; проблемы, возникающие в процессе внедрения RFID-технологий; ограничения использования RFID-оборудования в условиях неполной маркировки фонда и др. Кроме того, участникам семинара были продемонстрированы возможности вебинаров (вебинар – онлайн-семинар,  разновидность веб-конференции, проведение  онлайн-встреч или презентаций через интернет в режиме реального времени) как современной и эффективной формы повышения квалификации руководителей и специалистов.

  Последний день семинара был посвящён SWOT-анализу сильных и слабых сторон деятельности компании «ТехАвтоматизация» по внедрению RFID-технологий в библиотеках республики, осознанию трудностей и угроз, с которыми может столкнуться компания в процессе реализации проекта, и выявлению возможностей, перспектив работы команды «ТехАвтоматизации».

  Работа участников семинара осуществлялась в мини-группах. Результаты групповой работы в дальнейшем были представлены на Круглом столе:

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

  • Для создания конкретных проектов по автоматизации библиотечных процессов необходимы знания вопросов проектирования
  • Внедрение RFID-технологий в библиотеках позволяет вывести их на европейский уровень за счёт повышения качества и скорости обслуживания пользователей, снижает нагрузку на персонал библиотеки за счёт автоматизации библиотечных процессов
  • Внедрение RFID-технологий повышает уровень сохранности фондов библиотеки
  • Внедрение RFID-технологий требует наличия высококвалифицированных специалистов-инженеров, хорошо знающих не только инженерное дело, но и хорошо разбирающихся в библиотечных процессах и структуре библиотек
  • Отсутствие у компании «ТехАвтоматизация» конкуренции в Республике Беларусь

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

  • Слабое финансирование библиотек
  • Недостаточная осведомлённость сотрудников библиотек относительно современных библиотечных технологий; сопротивление внедрению инноваций
  • Отсутствие концепции развития у библиотек Беларуси и осознания своей миссии в эпоху цифрового общества
  • Отсутствие реального опыта внедрения современных библиотечных технологий в практику работы белорусских библиотек
  • Высокая стоимость оборудования автоматизации библиотечных процессов
  • Слабое внедрение международных стандартов в библиотечной деятельности (каталогизация, протоколы обмена данных и др.)
  • Отсутствие единой системы (соответствующей международным правилам и тенденциям) организации деятельности библиотек

ТРУДНОСТИ, УГРОЗЫ:

  • Отсутствие чёткого понимания со стороны библиотек о необходимости внедрения в практику работы современных технологий
  • Финансирование: трудность убедить ректоров вузов, Министерство образования, Министерство культуры Республики Беларусь о необходимости внедрения в практику работы библиотек современных технологий
  • Библиотеки не в состоянии получить те технологии, которые необходимы (отдельно проектируется здание и организуется информационно-библиотечное пространство, отдельно закупается оборудование, связанное с автоматизацией библиотечных процессов; в результате вместе это не работает или работает очень плохо)
  • Студенты факультета информационно-документных коммуникаций БГУКИ – будущие библиотекари – обучаются по старым технологиям

ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ:

  • Автоматизация библиотечных процессов
  • Участие в вебинарах
  • Организация внутреннего пространства библиотек, используя современные технологии и оборудование
  • Перевод библиотек Беларуси на единую АБИС
  • Привлечение зарубежных специалистов для консультирования по организации работы библиотек в условиях RFID-технологий

Обратная связь, полученная от участников семинара, показала, что сотрудники компании, кроме новых знаний в сфере современных технологий информационно-библиотечной деятельности, получили возможность ближе познакомиться друг с другом, сплотиться и на фоне все большей технократизации жизни получить мощную психологическую подпитку от общения друг с другом, раскрыть свои лидерские качества и просто интересно и с пользой провести время, овладевая новыми профессиональными знаниями.

Сотрудники  компании «ТехАвтоматизация» выразили надежду на развитие дальнейшего сотрудничества с преподавателями  проведённого семинара и в качестве возможных тем и направлений предложили следующие:

  • Более подробно рассмотреть организацию работы структурных подразделений библиотек и пути движения документов между ними
  • Более подробное знакомство со структурой, дизайном, направлениями работы других зарубежных библиотек
  • Особенности создания Электронных библиотек
  • Технология обработки документов, «путь книги»
  • Технологические процессы библиотек с точки зрения возможностей автоматизации

РЕЗЮМЕ:

Джей Кросс (Jay Cross), эксперт в области неформального обучения, web 2.0 и системного мышления как-то сказал: «В обществе знаний обучение – это работа, а работа – это обучение». Всё ещё только начинается… Будем учиться и работать по-новому!

Информацию подготовила Стрелкова Ирина


[1] Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса = Tendencies towards renovation of higher education systems and educational standards of the CIS countries within the context of the Bologna process : науч. изд. : итоговый аналит. докл. / [В.И. Байденко и др.] ; под науч. ред. В.И. Байденко ; М-во образования и науки РФ [и др.]. – М., 2006. – С. 83, 84.

 Опубликовано в 11:09